ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ д/с № 8 Е.А. Савченко Приказ № 95 от 30.08. 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие положения 1.1. Данное Положение об оказании логопедической помощи в ДОУ (детском саду) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г №124-ФЗ с изменениями от 28 апреля 2023 года, Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение) регламентирует деятельность детского сада, в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее воспитанники) и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных). 1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителялогопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий. 1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями. 1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками; активизация познавательной деятельности воспитанников; совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка. 2. Порядок оказания логопедической помощи 2.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ. 2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи: Программы и/или планы логопедической работы. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). Расписание занятий учителей-логопедов. Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих логопедическую помощь (Приложения 1.1, 1.2). Журнал учета посещаемости логопедических занятий. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных воспитанников; количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников; количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом детского сада, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 2 и 3). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка. 2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. 2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением. 2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. 2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи: общее недоразвитие речи (ОНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); фонематическое недоразвитие речи (ФНР); фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием; нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи. 2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). 2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы. 2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию. 2.17. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек. 2.18. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта: с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек; с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5 человек; с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек; с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек; минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника. 2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом режима работы дошкольного образовательного учреждения. 2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителемлогопедом и утвержденным заведующим ДОУ. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4. Положения. Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов». 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением. 3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек; для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением. 3.8. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет: с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до 60 часов); с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60 часов; с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено. 3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников. 3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом. 3.11. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением. 4. Направления деятельности учителя-логопеда 4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «Логопедия». 4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством. 4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям: 4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий. 4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска. 4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. 4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на: повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда; обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников; повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности; совершенствование программно-методического оснащения коррекционнологопедической деятельности. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. 4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. 4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. 4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников детского сада; информационных стендов. 4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учительлогопед: проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию. 5. Права и обязанности учителя-логопеда 5.1. Учитель-логопед обязан: рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности; нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения; ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом; вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением; способствовать формированию общей культуры личности, социализации; обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; строго соблюдать принципы педагогической этики; выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения; выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности; осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого режима в группе. 5.2. Учитель-логопед имеет право: на защиту профессиональной чести и достоинства; определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий дошкольного образовательного учреждения; формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ; знакомиться с документаций ДОУ; повышать квалификацию; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации; для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения. 6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий 6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен. 6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону. 6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. 6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. 6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.