Положение об оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с № 8
Е.А. Савченко
Приказ № 95 от 30.08. 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Данное Положение об оказании логопедической помощи в ДОУ (детском саду)
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года,
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.1998г №124-ФЗ с изменениями от 28 апреля 2023 года, Распоряжения
Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения
об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
регламентирует деятельность детского сада, в части оказания логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее воспитанники) и трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования (в том числе адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи
детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителялогопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение
помещения для логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями,
обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике
логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной
речевыми нарушениями.
1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи
являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками;
активизация познавательной деятельности воспитанников;
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами ребенка.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением
любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках
сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ.

2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении
ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента
завершения оказания логопедической помощи:
Программы и/или планы логопедической работы.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
Расписание занятий учителей-логопедов.
Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь (Приложения 1.1, 1.2).
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
исходя из:
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной
образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных воспитанников;
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении
образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;
количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
детского сада, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25
таких воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 2 и 3).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических
работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и
(или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа
заведующего дошкольным образовательным учреждением.

2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата
(ринолалия, дизартрия), заиканием;
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии
устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных
программ дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и
фонематическим недоразвитием речи).
2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой
отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей
(законных
представителей)
направляются
учителем-логопедом
в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом
и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.17. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе.
Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп
устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной
речи ребенка, но не более 25 человек.
2.18. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого
дефекта:
с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим
недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5
человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом режима
работы дошкольного образовательного учреждения.
2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителемлогопедом и утвержденным заведующим ДОУ.

3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных
актов дошкольного образовательного учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы,
разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную
организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного
образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а
также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного
образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4. Положения.
Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования),
а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также
необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская
карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего
профессионального образования, детских домов и школ-интернатов».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических
занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом),
определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным
учреждением.
3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей
среды
и
обеспечения
социальной
ситуации
развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в

освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не
более 12 человек;
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением.
3.8. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется
структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45
до 60 часов);
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи –
от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до
60 часов;
с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим
недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне
слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения
фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество
занятий для детей с ОНР может быть увеличено.
3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления
речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту
воспитанников.
3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является
финансовым документом.
3.11. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте
воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель,
заведующий дошкольным образовательным учреждением.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным
образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование
устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных;
психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых
расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого
развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических
данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на
каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня
профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и
мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на
уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и
групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей
и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная
работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных
представителей) по выявлению детей группы риска.

4.3.3. Коррекционно-развивающая
работа –
направлена
на
развитие
и
совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и
компенсацию
нарушений
речевой
деятельности,
развитие
познавательной,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом,
лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и
родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
совершенствование
программно-методического
оснащения
коррекционнологопедической деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и
родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования;
изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств
коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического
материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а
также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
4.5.
Консультативная
деятельность
учителя-логопеда
(учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной
деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального
и
группового
консультирования
родителей
(законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учительлогопед:
проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более
тщательно обследуя речь детей;
дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического
дефекта;
проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести
речевого дефекта;
оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности;
нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и
индивидуально-образовательным маршрутом;
вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением;
способствовать формированию общей культуры личности, социализации;

обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
строго соблюдать принципы педагогической этики;
выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения;
выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты;
обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной
деятельности;
осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями
детей, имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного
речевого режима в группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
на защиту профессиональной чести и достоинства;
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий
дошкольного образовательного учреждения;
формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов
работ;
знакомиться с документаций ДОУ;
повышать квалификацию;
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения,
установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности,
условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически
оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону
учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
6.5.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в

письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх

Конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».