Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с №8
_____________ Е.А.Савченко
Приказ № 95 от «30» августа 2023года

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБДОУ д/с №8
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении разработано в соответствии с Федеральным
Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 4 августа 2023 года, Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями от 28 апреля
2023, Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 28 апреля 2023 года, приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», а также с Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в
ДОУ определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и
перечень документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает
состав участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к
образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья создаются необходимые условия:
 для получения без дискриминации качественного образования;
 для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
 для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности для социального развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
 разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы
для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения;

обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения
развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
 создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в
ДОУ;
 создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных
условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой
сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
 формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
 формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и
методов обучения.
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
 принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из
воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка
состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет
отдельную стратегию развития конкретного воспитанника;
 принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья;
 принцип активного включения в образовательную деятельность всех его
участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного
взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать
свои потенциальные способности;
 принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств
обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для
составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка;
 принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с
ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
 принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными
представителями) воспитанников используют для установления доверительных
отношений, направленных на поддержку ребенка;
 принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.
4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.


4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой ДОУ.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
 заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка
по адаптированной основной образовательной программе;
 заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
 справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
 предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и
запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора
между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников;
 диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов
воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического
обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится
заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения
ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
 основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями
воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально
организованных группах компенсирующей направленности (общеразвивающей
направленности).
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие:
 общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
 фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
 фонетическое недоразвитие речи;
 нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
 заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с
нарушениями речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не
должно превышать:
 для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в
возрасте старше 3 лет;
 для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
 для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше
3 лет;
 для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
 для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше
3 лет;
 для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3
лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
 для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
 для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;



для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3

лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных
групп;
 для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями
развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.


4.8. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания
ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график
посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).
4.9. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать
создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые
должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.10. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
 по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);
 по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
 по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической
и социальной помощи;
 по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность.
4.11. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной
образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ,
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).
4.12. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
4.13. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
4.14. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
годовым планом ДОУ.
4.15. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.16. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью
организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых
результатов.
4.17. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и
инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской
и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную

работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья
воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.
4.18. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН.
4.19. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ПМПк
дошкольного образовательного учреждения.
4.20. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
4.21. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на
ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в
школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с детьми:
 беседы и чтение художественной литературы;
 моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
 индивидуальные занятия со специалистами;
 активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений
работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей,
включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование
родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих
родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:
 индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
 график индивидуальных занятий;
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
 комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий;
индивидуальный план коррекционной работы;
 график индивидуальных занятий;
 журнал взаимодействия с воспитателями;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
 планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;

расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
индивидуальный план коррекционной работы;
лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на
заседаниях психолого-педагогического консилиума.
7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении являются:
 ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
 родители (законные представители) воспитанников;
 учитель-логопед;
 воспитатель;
 педагог-психолог;
 учитель-дефектолог;
 тьютор.
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом,
знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных
представителей) по вопросам дальнейшего обучения.
7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учитель-логопед.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
 проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
 принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
 анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
 осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с
ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
 организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
 взаимодействовать
в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения
лиц с ОВЗ и их семей;
 осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с
ОВЗ;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;





учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним
людям, не имеющим отношения к реализации АООП;
 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях,
которые установлены федеральными законами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего
Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



Наверх

Конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».