Положение о психолого-педагогическом консилиумк в ДОУ

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с № 8
Е.А. Савченко
Приказ № 95 от 30.08. 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в МБДОУ д/с № 8
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ (далее –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023
года (ст. 42), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.09.2013 года №1082 «Об утверждении положения о психолого–медико-педагогической
комиссии» (далее – ПМПк), Распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.09.2019 года №Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», письмом
Минобразования России от 27.03.2000 года №27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме образовательного учреждения», Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в ДОУ определяет
цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума детского сада, а также его
структуру и режим деятельности, описывает алгоритм проведения обследования и
содержание рекомендаций консилиума по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников, устанавливает права и обязанности участников
консилиума, устанавливает перечень документации психолого-педагогического
консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Психолого-педагогический консилиум (далее – Консилиум) в своей деятельности
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами
Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов
управления образования, Уставом ДОУ и другими нормативными правовыми актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
дошкольного
образовательного учреждения.
1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности
специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на
решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых
образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания
психолого-педагогической помощи как в самом дошкольном образовательном
учреждении, так и за его пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об
отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений
(суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников
образовательной деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и
развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума в ДОУ
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными
























потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья детей.
2.2. Задачами деятельности Консилиума дошкольного образовательного учреждения
являются:
организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики
воспитанника с использованием современных диагностических методик, направленных на
выявление актуального уровня развития детей, а именно: особенностей сенсомоторного
развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня
развития речи, и определение потенциальных возможностей воспитанников;
выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных
специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями
таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПк;
определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической,
коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения,
необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы
сопровождения;
содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в
соответствии с заключением ПМПк;
отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации программ
коррекционно-развивающей работы;
координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов работы по
сопровождению воспитанников;
разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной
деятельности;
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развития
воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также характеристики
или заключения для предоставления при необходимости в ПМПк (Приказ
Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения
выполняет следующие функции:
экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и
достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной
образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах;
аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого,
системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и
результатах обследования на Консилиуме;
методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста
в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования
воспитанника, к формам документации и статистической отчетности по результатам
деятельности Консилиума;
функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и
оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи,
оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума в ДОУ
3.1. ППк создаётся приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением на
текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя







заведующего по учебно-воспитательной работе. Приказом заведующего детским садом
утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы документов,
председатель из числа административно-управленческого состава и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель заведующего
по УВР, педагог-психолог при наличии, учитель-логопед, учитель-дефектолог (при
наличии), социальный педагог.
3.3. На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре), работающие с конкретными воспитанниками.
3.4. Документы ППк, включая карты развития воспитанников, получающих психологопедагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются
педагогическим работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти
рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания
ППк.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе
заседания.
3.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника
и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения,
фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день
проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованного ребенка.
3.7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое
мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а
образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
3.9. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию
оформляется Представление Консилиума. Представление ППк на воспитанника для
предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под личную
подпись.
3.10. Председатель ППк:
организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает
систематичность его заседаний;
возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных представителей),
педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным образовательным
учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых
кадровых ресурсов);
обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных
программой
психолого-педагогического
сопровождения
и
рекомендациями ПМПк.

























3.11. Секретарь ППк:
ведет отчетную и текущую документацию ППк;
оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на заседание,
о дате, месте и времени его проведения;
ведет протокол заседания ППк;
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при
необходимости).
3.12. Члены ППк (педагог-психолог, воспитатель и другие специалисты):
организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка,
выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и
поведении;
определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а
также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей)
по созданию оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и социализации
детей;
участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.13. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист) утверждается на весь
период сопровождения приказом заведующего ДОУ:
организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк;
выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических
ситуациях, в общении со сверстниками;
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в
организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и
самочувствии;
координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы, встречи,
консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника;
отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых
заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
воспитанника на внеплановых заседаниях.
3.14. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной деятельности,
учитывают его индивидуальные особенности;
соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для сопровождаемого
воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и технические средства,
специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп и объем
выполнения заданий и др.);
участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей (законных
представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на
обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в
графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не
реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции,
внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:












при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития
воспитанника;
при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника
в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника,
педагогических сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и
адаптации воспитанников. На основании полученных данных разрабатываются
рекомендации для участников ДОУ по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников.
4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами воспитанников на обследование и организацию
комплексного сопровождения воспитанника.
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата,
размер
которой
определяется
дошкольным
образовательным
учреждением
самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого воспитанника.
5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного
согласия родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение
заседания ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику
назначается ведущий специалист (воспитатель или другой специалист). Ведущий
специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ППк (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты
обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение
ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
детьми с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПк и могут включать в том числе:
разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы;






























внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга результатов
коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ.
6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия
воспитания, обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по
индивидуальному образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том
числе:
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня (снижение
двигательной нагрузки);
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема обучающих занятий;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать
в том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с воспитанниками;
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку индивидуальной профилактической программы в отношении воспитанника с
девиантным поведением;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ.
7. Права и обязанности участников ППк
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право:
присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании ППк при
обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени
его социализации и адаптации;
знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;
вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных
условий;
получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер, необходимых для
разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации, включая
определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи;
получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его решениями);
обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и курсов
специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами,
подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в
воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об
изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения;




















соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников,
испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и
социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать
его в документации ППк;
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и направлениях
собственной деятельности в качестве представителя дошкольного образовательного
учреждения при обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация ППк в детском саду
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном
образовательном учреждении входит:
приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;
Положение о ППк в ДОУ;
график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк;
журнал направлений воспитанников на ПМПк;
протоколы заседания ППк;
карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение:
результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
представление воспитанника на ПМПк;
коллегиальные заключения ППк;
карта индивидуальных достижений;
согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх

Конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».