Положение о психолого-педагогической службе ДОУ

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с № 8
Е.А. Савченко
Приказ № 95 от 30.08. 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В МБДОУ Д/С № 8
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе в ДОУ (детском
саду) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об
образовании в Российской Федерации" с изменениями от 4 августа 2023 года, ФГОС
дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от
17.10.2013г, Положением о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ №
636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов
Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в
детском саду, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о психолого-педагогической службе в ДОУ определяет цель,
задачи, направления деятельности и организационную структуру службы в детском саду,
устанавливает права и обязанности, порядок управления и взаимодействия всех членов
психолого-педагогической службы и направлено на утверждение статуса данной службы в
дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Под психолого-педагогической службой ДОУ понимают организационную
структуру, определяющую совместную деятельность педагога-психолога и специалистов
дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на психологическое
обеспечение образовательной деятельности.
1.4. Правовой и организационно-методической основой формирования психологопедагогической службы в ДОУ выступают:
 Положение о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от
22.10.1999г. № 636;
 Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017 года);
 письмо Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании
рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
 письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000г «О психологомедико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
 правовая база дошкольного образовательного учреждения;
 настоящее Положение о психолого-педагогической службе в дошкольном
образовательном учреждении.
1.5. Психолого-педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями
Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием
по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения в дошкольных
образовательных учреждениях.

1.6. Согласно положению деятельность психолого-педагогической службы в ДОУ
представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его
нахождения в дошкольном образовательном учреждении.
1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности
педагога-психолога, учителя-логопеда, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного
взаимодействия».
1.8. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими
особенностями развития ребенка, предметом - социально-психологические условия
успешного воспитания и развития.
2. Цели и задачи психолого-педагогической службы
2.1. Цели:
 содействие
в преобразовании единого непрерывного образовательного
пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования
дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению психологопедагогических основ социализации ребенка;
 помощь
администрации
и
педагогическому коллективу дошкольного
образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностноориентированного и образовательного пространства, обеспечивающего психологические
условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и
группового взаимодействия всех субъектов образовательных отношений – детей,
родителей (законных представителей), педагогов и специалистов;
 содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на
всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования
психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
 оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного
учреждения и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и развитии
детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия,
ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному
взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.2. Основные задачи:
 психологический анализ социальной ситуации развития единого образовательного
пространства, выявление основных проблем и определение причин их возникновения,
путей и средств их решения;
 обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны
здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их познавательных
интересов и продуктивной деятельности;
 содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей,
формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и
саморазвитию;
 профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии;
 помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении
взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению
инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных
форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;
 психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям дошкольников;

 обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в

решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и
разработок в области психологии для практического использования в деятельности
педагогов и специалистов;
 содействие
распространению и внедрению в практику дошкольного
образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной
психологии.
3. Структура психолого-педагогической службы
3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под
непосредственным руководством заведующего детским садом, заместителя заведующего
по воспитательной работе и координируется нормативно-правовой и методической базой
научно-методического центра.
3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её
организацию в дошкольном образовательном учреждении возлагается на заведующего.
3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителялогопеда, социального педагога определяется согласно штатных единиц дошкольного
образовательного учреждения на основании документов об образовании и стажа
профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе
образования Российской Федерации.
3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами
ДОУ, окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология»,
«дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим
диплом государственного образца.
3.5.
В
деятельности
психолого-педагогической
службы
дошкольного
образовательного
учреждения
выделяется
три
вида
помощи:
первичная,
квалифицированная и специализированная.
3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом
участникам дошкольного образовательного учреждения: педагогам, родителям (законным
представителям) воспитанников.
3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные
индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителемдефектологом, учителем-логопедом, врачом.
3.8. Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой
здоровья, в состав которой входят:
 учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с
нарушениями речи;
 медсестра поддерживает соматически ослабленных воспитанников.
 все специалисты обеспечивают специализированную помощь, продуктивное
психологическое сопровождение.
Эта структура представляет собой медико-психолого-социально-педагогический
консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий
образовательный маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями) воспитанников.
3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка
педагога-психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными
(основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки
соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов.
3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные меры
при переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение.
3.11. По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп
осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также

коррекция психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через
индивидуальные и подгрупповые занятия.
3.12. По отношению к воспитанникам с ТНР – осуществляются развивающие и
коррекционные групповые занятия, медико-психологическое сопровождение.
3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается
психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию
интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы.
3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики,
формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками образовательных
отношений.
3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог
осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ДОУ, программ,
утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных
возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе
валидных разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы
4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным
сотрудничеством
с
администрацией,
педагогами,
родителями
(законными
представителями) воспитанников ДОУ через:
 психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров –
тренингов, бесед);
 психопрофилактику;
 диагностическую работу;
 коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
 консультативную деятельность.
4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогомпсихологом на:
 психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям
дошкольного образовательного учреждения;
 индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и
социально-психологических особенностей);
 групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников ДОУ к
школьному обучению, состояние эмоционально-психологического климата в группе);
 индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований;
 индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
 групповые коррекционно-развивающие занятия;
 просветительская работа (просветительские мероприятия);
 экспертная работа (мероприятия).
4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на:
 организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и
анализа имеющихся результатов).
4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий
осуществляется только с согласия родителей, а медико-психолого-социальнопедагогическое сопровождение каждого ребенка проводится согласно двухстороннего
договора с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских
собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях
дошкольного образовательного учреждения.

4.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и
формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов
профессионального применения.
4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного
психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.
4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки педагогического коллектива. 4.8. Подготовительное время работы педагогапсихолога (методические часы).
5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог,
как и любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несут персональную
ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций.
5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за
сохранение протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической
службы в соответствии с формами установленного образца.
5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного
образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение
своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической
службы ДОУ:
 рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
 применяют современные научно обоснованные методы профилактической,
диагностической, развивающей, и коррекционной работы;
 в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач
его полноценного психического и физического развития;
 выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения;
 взаимосвязаны с социальной службой;
 оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу
дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем
образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь детям в решении их
индивидуальных проблем;
 содействуют
развитию психолого-педагогической грамотности родителей
(законных представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии,
педагогики, соблюдения прав детей;
 ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов;
 повышают свой профессиональный уровень.
5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право: Педагог-психолог:
 на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
 Все участники психолого-педагогической службы ДОУ:
 на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими
распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов
системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);

 самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками,

родителями (законными представителями) и педагогическими работниками, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных
видов работ, выделяя приоритетные направления;
 на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения условий,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
 отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях,
когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением о психолого-педагогической
службе в дошкольном образовательном учреждении;
 знакомиться
со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;
 обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также по
вопросам их социального положения и прочих;
 участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов дошкольного образовательного учреждения, в работе
комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка;
 вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
 выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных
газетах, журналах и пр.;
 обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам.
6. Поощрения
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психологопедагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового Кодекса
Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются:
 качество и своевременность проводимых обследований по направлениям
деятельности;
 надежность принимаемых на их основе решений;
 эффективность
психолого¬-педагогических
воздействий
на
участников
образовательных отношений;
 качество оформления заключений и рекомендаций;
 уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении.
6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение
следующих показателей:
 увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого-педагогическое
обследование и получивших квалифицированную помощь;
 рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению;
 уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации
к детскому саду;
 расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников,
получивших необходимую консультационную помощь;
 сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом
дошкольного образовательного учреждения;
 своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в
педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически

отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат.
6.5. Работу руководителя психолого-педагогической службы оценивает заместитель
заведующего по учебно-воспитательной работе дошкольного образовательного
учреждения.
7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы ДОУ
7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и
отчетность:
 план работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
 перспективный план работы с детьми на год, квартал;
 заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
 журнал консультаций педагога-психолога;
 журнал учета групповых форм работы;
 карта психологического обследования ребенка;
 программа работы педагога-психолога с группой.
 программа коррекционно-развивающих занятий с учетом: - требований к
авторским программам; - журнал планирования и учета групповых занятий; - журнал
планирования и проведения индивидуальных занятий.
 групповые тетради для рекомендаций педагогам;
 графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных,
позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы
дошкольного образовательного учреждения в целом.
7.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты:
 справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в
психологической и медико-педагогической помощи;
 информацию о пополнении оснащения кабинета педагога-психолога;
 материалы из опыта работы по приоритетной деятельности.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх

Конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».