Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с №8
_____________ Е.А.Савченко
Приказ № 95 от «30» августа 2023года

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
МБДОУ Д/С № 8
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами
ДОУ разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 года №124-ФЗ с изменениями от 28 апреля 2023 года, письмом Минобразования Российской Федерации от 16.01.2002 года №03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном
воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных
учреждениях», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольных учреждений.
1.2. Данное Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами
ДОУ регламентирует совместную деятельность специалистов детского сада в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных), используя основные направления коррекционноразвивающей работы для установления личностно-ориентированных форм общения с
детьми.
1.3. Положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов дошкольного образовательного учреждения с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
1.4. Логопедическая помощь специалистов детского сада осуществляется при тесном
взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанника, обеспечивая
необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционно-образовательной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.5. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 1 и 2).
1.6. Логопедическая помощь оказывается специалистами дошкольного образовательного
учреждения любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в
рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ.
1.7. Логопедическая диагностика специалистами ДОУ осуществляется не менее двух раз в
год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью
не менее 15 календарных дней каждое.
2. Направления работы с учетом контингента воспитанников ДОУ с нарушенным
развитием
2.1. Работа специалистов дошкольного образовательного учреждения с воспитанниками,
имеющими речевые нарушения, подразделяется на следующие направления:



















консультативная работа;
информационно-просветительская работа;
коррекционно-образовательная.
2.2. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с нарушенным развитием и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, включает в себя консультирование специалистами дошкольного образовательного учреждения.
2.3. Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
детьми с нарушенным развитием, единых для всех участников образовательной деятельности;
консультирование специалистов ДОУ по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с нарушенным развитием.
2.4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для детей с
нарушенным развитием. Осуществляется специалистами, руководителями детского сада.
2.5. Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы,
консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные участникам образовательной
деятельности – родителям (законным представителям), педагогическим работникам.
2.6. Коррекционно-образовательная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушенным развитием в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует
формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
3. Коррекционно-образовательная деятельность в ДОУ
3.1. Коррекционно-образовательная работа (далее – КОР) специалистов детского сада
осуществляется на основе диагностического, профилактического, коррекционноразвивающего аспектов обследования, обеспечивающих непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития
детей с речевыми нарушениями.
3.2. Коррекционно-образовательная работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ (методик) и приёмов
обучения в соответствии с его особыми потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его
поведения;
социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3.3. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется программами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с педагогом-психологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре.
3.4. Учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания,
коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в са-



















мостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов в расписании организованной образовательной деятельности (далее – ООД), практическому овладению
детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту
воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников,
взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации.
3.5. Система коррекционно-образовательной работы предусматривает:
проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ, которая помогает
выявить уровень и навыки воспитанников с речевой патологией и построить коррекционно-развивающую деятельность с учётом личностно-ориентированного подхода;
проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие воспитанника;
отработку механизма взаимодействия педагогов (учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре);
применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность
детей-логопатов.
3.6. Содержание коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПк), результатов логопедической диагностики и обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии;
осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медико-педагогической
помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк);
возможность освоения детьми с отклоняющимся развитием основной образовательной
программы дошкольного образования, индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
3.7. Логопедические занятия, осуществляющие коррекционно-развивающую работу,
должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных
потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
3.8. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп компенсирующей направленности.
3.9. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий коррекционноразвивающей работы:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной
образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю
(в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный
по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением.
3.10. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:


















для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.11. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется
структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до
60 часов);
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – от 4х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60
часов;
с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим
недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне
слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий
для детей с ОНР может быть увеличено.
3.12. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления
речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников.
3.13. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий коррекционноразвивающей работы, который является документом.
3.14. Ответственность за посещение логопедических занятий воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным
образовательным учреждением.
3.15. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата
(ринолалия, дизартрия), заиканием;
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
3.16. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
3.17. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы (см. Приложения 3, 4).
3.18. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее
лечебно-профилактическое
учреждение
для
обследования
врачамиспециалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом
и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию.
3.19. Основной формой проведения занятий являются групповые. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и
письменной речи ребенка, но не более 15 человек.
3.20. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта:
с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;














с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5
человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
4. Участники коррекционно-образовательной деятельности
4.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители) воспитанника,
учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор
по физической культуре.
4.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического, физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей,
содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её недостатков.
4.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их
обучения.
4.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и
коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи.
4.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому
заведующим дошкольным образовательным учреждением.
4.6. Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе, является учитель-логопед.
4.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно:
формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения;
исправление ошибок в речи воспитанников;
стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;
обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
консультирование родителей (законных представителей);
обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников.
5. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
воспитателя
5.1. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования воспитанников, обращает их внимание на особенности речевого развития.
5.2. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач
коррекционно-образовательной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия.
5.3. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в
грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки воспитанников – не случайность, а
симптом их речевого неблагополучия.
5.4. Речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так
как она служит образцом для воспитанников с речевой патологией.
5.5. Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей,
тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

























5.6. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.
5.7. Воспитателю рекомендуется:
формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умения во
время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать воспитанникам разнообразие
впечатлений;
сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;
вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием
учителя-логопеда и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные
воспитанниками на занятиях;
уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсии.
5.8. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:
ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную
базу для формирования речевых умений;
логопедизация режимных моментов и занятий;
проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной,
мелкой и общей моторики;
проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественнотворческой деятельности, интегрируя логопедические цели;
создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
систематический контроль за речью воспитанников не только во время занятий, но и в
режимные моменты;
объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям (законным представителям) для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного
звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
6. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
музыкального руководителя
6.1. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь
ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия,
где используются элементы логоритмики, совместно с учителем-логопедом проводит логоритмические занятия.
6.2. На музыкальных занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики
(координация движений, ручной праксис (способность выполнять ряд заученных движений в определенной последовательности, ведущей к достижению намеченной цели, организуемых взаимодействием вторичных и третичных зон ряда областей коры, у правшей
преимущественно левого полушария головного мозга), артикуляционная мускулатура),
выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая
сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
6.3. В процессе совместной работы могут использоваться:
музыкальные произведения различных жанров;
логоритмические упражнения;
упражнения на развитие координацию движений;
игры и упражнения на развитие дыхания;
игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность);
упражнения на развитие мимических движений.
7. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
инструктора по физической культуре



























7.1. Обследование воспитанников, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
7.2. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре:
постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка
нижнего диафрагмального дыхания);
развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
расширение и обогащение лексического запаса.
8. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
учителя-дефектолога
8.1. Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов:
достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности воспитанников;
хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая пространственная ориентировка;
эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в работе,
проявлять волевые усилия для достижения успеха.
8.2. Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной
коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа и
позволяет:
развить познавательную активность воспитанника;
обогатить словарь;
усвоить лексико-грамматические категории;
корригировать психические процессы;
развить монологическую и диалогическую речь;
корригировать моторные функции;
развить творческие способности.
9. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями)
9.1. Работу по взаимодействию ДОУ и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале
учебного года.
9.2. Целью взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями)
является:
объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с
речевой патологией;
сформировать у родителей (законных представителей) желание помогать своему ребёнку,
общаться с ним;
уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения
(радоваться успехам);
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
9.3. Непрерывная связь с родителями (законными представителями) осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:
анкетирования, опросы;
родительские собрания;
мастер-классы, семинары практикумы;
индивидуальные и групповые встречи, консультации, «пятиминутки»;




































просмотры занятий;
размещение стендовых консультаций;
домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями;
организация родительского сообщества «Школа для родителей»;
обмен с родителями видео роликами о динамике развития и достижениях ребенка, размещение актуальной информации лично в социальных сетях.
10. Распределение обязанностей между специалистами ДОУ
10.1. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения:
является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит
обследование детей группы, совместно с коллегами составляет интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком;
осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных
звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит
ребенка к дальнейшему обучению в школе;
планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию воспитанников с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ;
консультирует воспитателей, музыкального руководителя по вопросам организации
коррекционно-образовательной деятельности и взаимодействия всех детей группы;
помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий;
своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников;
определяет уровень и структуру дефекта;
проводит курс коррекции речевых недостатков;
способствует всестороннему развитию речи;
координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми
нарушениями;
проводит совместные занятия с другими специалистами;
способствует формированию общей культуры личности, социализации;
обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
строго соблюдает принципы педагогической этики;
выполняет распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения;
выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты;
обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности;
осуществляет систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей,
имеющих речевые нарушения, посещает занятия с целью выработки правильного речевого режима в группе.
10.2. Учитель-логопед ведет необходимую документацию:
речевую карту на каждого воспитанника, план организации совместной деятельности всех
специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения;
планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий;
тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному
руководителю, инструктору по физической культуре);
тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями;
в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы;
проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими нарушения
в речевом развитии;
распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.
10.3. Воспитатель логопедической группы:


































закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков,
интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей
(игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку
адаптироваться в коллективе;
обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников;
планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит
образовательные занятия со всей группой детей;
планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех
воспитанников группы;
создаёт доброжелательную обстановку в группе;
соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;
обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями
с учетом рекомендаций специалистов;
развивает психические процессы и мелкую моторику рук;
консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведёт работу с родителями (законными представителями) по популяризации логопедических знаний.
10.3. Воспитатель ДОУ ведёт необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные фронтальных занятий);
тетради взаимосвязи со специалистами детского сада;
в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого
воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционнообразовательной деятельности.
10.4. Музыкальный руководитель:
развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмикомелодическую сторону, силу, высоту, тембр голоса;
формирует певческое и речевое дыхание;
обогащает словарь детей по лексическим темам;
развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах;
участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит
для детей праздничные утренники и организует досуг;
проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников;
взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной
деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
консультирует родителей (законных представителей) и педагогов по использованию в
воспитании ребенка музыкальных средств.
10.4. Музыкальный руководитель ведёт соответствующую документацию:
планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных занятий с детьми;
план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях,
досугах, праздниках и т.п.;




















аналитический отчет о результатах работы за год.
10.5. Инструктор по физической культуре:
обеспечивает физическое развитие всех воспитанников;
планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех
воспитанников группы;
создаёт доброжелательную обстановку на занятиях;
соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;
обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями
с учетом рекомендаций учителя-логопеда;
развивает психические процессы и мелкую моторику рук;
консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведёт работу с родителями.
10.6. Инструктор по физической культуре ведёт необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные фронтальных занятий);
тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп, учителем-логопедом;
план организации и проведения совместной деятельности детей на физкультурных занятиях, спортивных мероприятиях, досугах, праздниках и т.п.;
аналитический отчет о результатах работы за год.
10.7. Педагог-психолог:
участвует в разработке индивидуальной программы развития для каждого воспитанника;
проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую работу;
оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
внедряет в практику методы психолого-лекционной работы с воспитанниками, имеющими
недоразвитие речи.
11. Материально-техническое и финансовое обеспечение помещения для логопедических занятий
11.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен.
11.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающих
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих
занятий и игровую зону.
11.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда
следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
11.4. Зону коррекционно-развивающих занятий – оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
11.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
11.6. Логопедическое помещение финансируется дошкольным образовательным учреждением, на базе которого он создан.
12. Заключительные положения

12.1. Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами
ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
12.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1 настоящего Положения.
12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх

Конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».