Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с № 8
Е.А. Савченко
Приказ № 95 от 30.08. 2023 г.
ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МБДОУ Д/С № 8 С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года,
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 4 августа 2023 года, Приказом Министерства просвещения РФ от
31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и
Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с
семьей, работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство
детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ (ДОО) с семьей определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи,
принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия
с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления
взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, ох-

ране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения;
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов
в области формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания:
физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. 3.2. Основные
принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;

принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и
развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями
и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия
ДОУ и семьи:
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников:
доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки;
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:

создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность. 6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:

планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
разнообразие планируемых форм работы;
планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости;
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав
которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители,
представители Учредителя.
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.

9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
протоколы групповых родительских собраний;
конспекты мероприятий;
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3
лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх

Конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».